Коммунальные услуги: кому это выгодно?

Действующая система коммунальных платежей не устраивает сегодня ни собственников, ни управляющие компании, ни даже поставщиков ресурсов. Что необходимо менять - тарифы, законодательство, сознание жителей, чтобы навести наконец порядок в сфере жилищно-коммунального хозяйства?

Об этом говорили и спорили участники IV Всероссийского форума «Система управления жилищным фондом России». Тема пленарного заседания - «Правила предоставления коммунальных услуг: что нового?» - задела за живое многих. И председатели столичных ТСЖ, и прибывшие из дальних регионов собственники и председатели компаний, как говорится, ломали копья. Увы, жаркие обсуждения сводились к тому, что заниматься управлением и обслуживанием домов пока никому не выгодно. Реформирование надо начинать с законодательства, считает Ирина Булгакова, директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона. В ее ведомстве сейчас разрабатывают специальную программу, цель которой - улучшение состояния жилищного фонда и повышение качества услуг. По-новому будут прописаны некоторые правовые нормы.

В частности, в первой части программы планируется внесение изменений в Жилищный кодекс РФ, а также разработка большого количества законодательных актов, в том числе закона о капитальном ремонте. Будет регламентирована и деятельность региональных фондов ремонта многоквартирных домов (МКД) - такие структуры появятся в регионах РФ с 2013 года. Их финансирование будет осуществляться за счет бюджетных поступлений, взносов собственников, а также инфраструктурных облигаций. В программе предусмотрят разные подходы к ремонту многоквартирных домов. Государство возьмет на себя обязательства лишь по тем зданиям, что были построены до 1992 г. (предполагается, что после этого срока жилье предоставлялось в надлежащем виде, и претензий к качеству у собственников быть не должно). Вторая часть программы будет связана с коммунальной инфраструктурой. Здесь новшество - разработка градостроительной документации. Уже на этом этапе муниципалитеты и региональный власти должны составлять планы (сроки, финансирование и т.д.) таким образом, чтобы было ясно, как реализация того или иного проекта повлияет на платежи населения. То есть органы самоуправления будут отвечать за схему развития населенного пункта, от которой во многом зависят будущие тарифы.

Сейчас программа находится на согласовании. Между тем участники рынка управления жильем ищут ответы на многие свои вопросы. Например: кто должен нести ответственность за недосбор платежей по коммунальным услугам? По статистике, в МКД квартплату не вносят около 5% жителей. Получается, что фактически за них платят остальные собственники или управляющая организация. Представители компаний утверждают: при существующей системе отношений между поставщиками ресурсов, управленцами и потребителями 90% управляющих компаний (УК) станут банкротами.

В чем причина такого положения дел? Почему бизнес многих управляющих компаний не стал прибыльным? Как сказала Ирина Маликова, генеральный директор ЗАО «АКЦ Жилкомаудит», огромное количество УК подконтрольны государственным органам, их деятельность строго регламентирована. То есть рынка управления по сути нет. Кроме того, коммунальные услуги компании продают потребителю не по собственным ценам, а по тарифам ресурсоснабжающих организаций, которые, соответственно, и получаю прибыль. При этом все расходы, связанные с расчетами (начисление платежей, оформление платежей, оформление документов, взыскание задолжностей и др.), также несут управляющие компании.

Можно ли вдохнуть в деятельность УК экономический интерес, не повышая при этом расходы собственников? Как считает Андрей Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, в первую очередь следует определить и внести в Жилищный кодекс само понятие «управление домом». Необходимо предусмотреть меру ответственности собственника за содержание общего имущества, а также установить стандарты обслуживания жилья. Как предложила И. Маликова, стоит, сохранив прежние тарифы для жителей домов, все же дать возможность получать прибыль управляющим компаниям, понизив для них стоимость ресурсов.

В настоящее время готовятся новые правила предоставления коммунальных услуг. Весь их объем, по словам И. Маликовой, будет поделен на две части: общедомовые нужды и индивидуальное потребление. Соответственно, граждане будут оплачивать только свои расходы. Что касается ресурсов общих, то их стоимость должна быть заложена в технической ставке (плата за содержание и ремонт 1 кв.м). Конечно, новые правила потребуют установки в каждом МКД не только поквартирных счетчиков, но и общедомовых приборов учета.

НЕДВИЖИМОСТЬ И ЦЕНЫ № 24 (377)